Настройка, оптимизация, восстановление системы

Настройка
Система
Устранение неполадок
Статьи
Друзья сайта

 


Система не загружается... восстановление

Сбои могут быть самыми различными: точечными и обширными, серьезными и просто неприятными, но наиболее опасными из них являются те, которые не дают системе загрузиться — для их ликвидации нужно заблаговременно позаботиться о восстановление системы после возможного отказа , нужно будет заранее предпринять некоторые шаги. Список наиболее часто встречающихся причин сбоев в работе ОС.

• Повреждение, удаление, замена на несовместимые версии важных системных файлов, в т.ч. и кустов реестра. Большая часть таких файлов находится в папке %SystemRoot%\system32, реестр в %SystemRoot%\system32\config.
• Установка несовместимых служб и драйверов. Это один из бичей всех NT-систем. Для уменьшения этой проблемы ввели цифровую подпись драйверов, подтверждающую, что они прошли тестирование в WHQL (Windows Hardware Quality Lab) на корректность работы и совместимость с ОС.
• Изменение критических для работоспособности системы параметров на недопустимые значения. Основная часть таких данных хранится в ветви HKLM\SYSTEM\Current-ControlSet. Для повышения отказоустойчивости они дублируются — ключи HKLM\SYSTEM\ControlSetnnn, где nnn — номер. CurrentControlSet является лишь ссылкой на один из этих ключей.
• Повреждения файловой системы: разрушение структуры каталогов, главной загрузочной записи (MBR), загрузочного сектора (Boot Sector) и т.д. NTFS очень чувствительна к подобным сбоям: если есть неисправимая ошибка, ОС просто не загрузится и покажет "синий экран смерти". С другой стороны, NTFS — журналируемая, самовосстанавливающаяся ФС.
• Физическое повреждение жесткого диска. Это аппаратная проблема— его нужно просто заменить.
• Неверно установленные права на системные папки: %SystemRoot%, %UserProfile%, %ProgramFiles%. В случае неправильно заданных прав на каталог %SystemRoot% система вообще может не загрузиться.

Теперь посмотрим, какие средства нам предоставляет ОС для защиты от этих напастей и ликвидации их последствий. Эти средства делятся на две категории: автоматически используемые ОС и нуждающиеся в ручном управлении.

1.1 Способ состоит в резервном копировании всех основных системных файлов: в Properties системного жёсткого диска, открываем вкладку Tools и нажимаем на кнопку Backup now... (это же можно проделать через Start -> Programs -> Accessories -> System Tools -> Backup). В открывшемся окне выбираем вкладку Backup и отмечаем галочкой System state, после чего нажимаем кнопку "Start Backup".
Способ этот хорош всем, кроме одного - созданный "резервирующий" файл (*.bkf) будет иметь размер примерно 200 MB, да и восстановить (вернее, исправить возникшие в ее работе ошибки) можно только при работающей системе, так этот способ всего лишь позволяет, восстанавливая системные файлы, не потерять все свои настройки, а значит, кроме прочего, и не переустанавливать заново инсталлирование программы.

Для уменьшения размера создаваемого при резервировании файла до 15-30 MB можно сохранить только содержимое папки \ system32\ config (полный список файлов реестра можно узнать, если заглянуть реестр: HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CotnrolSet\Control\HiveList\ ), причем для этой цели совсем не обязательно проводить все те манипуляции, о которых рассказывалось выше - можно просто скопировать требующиеся для восстановления файлы в другое место, а при возникновении проблем с реестром загрузиться с любой загрузочной дискеты (хотя бы для DOS) и перезаписать сбойный реестр его резервной копией.

Всё это, конечно, прекрасно, но Windows XP может быть установлена не только на FAT, но и NTFS-раздел, и в этом случае обычная дискета не поможет - NTFS-раздел из DOS не виден. Естественно, и в этом случае выход есть, но для решения этой проблемы нужно будет воспользоваться утилитами сторонних разработчиков - например, воспользоваться программой NTFSDOS Pro, позволяющей производить чтение/запись файлов, размещенных на NTFS-разделе, из-под DOS. Кстати, на сайте разработчика NTFSDOS Pro есть подобная  утилита и для работы с NTFS-разделами из-под Windows 9*.

А если NFSDOS (или какой-нибудь другой подобной утилиты) нет? - Сама Microsoft предусмотрела лишь один способ - загрузку с загрузочного компакт-диска Windows XP: в процессе загрузки системы будет предложено два варианта - установить систему заново или восстановить ее с помощью Recovery Сonsole. В случае, если выбрать Recovery Сonsole, поступит предложение ввести пароль Администратора, после чего - если введенный пароль окажется правильным - загрузится интерфейс командной строки. Список всех допустимых команд выводится командой "help", а наиболее важные для них следующие:
перезапись реестра - copy
вывод на экран списка системных служб и драйверов - listsvc
отключение определенной службы - disable (включение - "enable"),
восстановление загрузочных файлов - fixboot
восстановление Master Boot Record - fixmbr

Кстати, загрузить Recovery Соnsole совсем необязательно с CD - ее можно установить на жёсткий диск, и тогда при загрузке можно будет выбирать, загружать ли систему полностью или загружаться в Recovery Console.

Для установки Recovery Console нужно из командной строки в директории i386 дистрибутива Windows XP набрать - >winnt32.exe /cmdcons

Учитывая, что набор команд в Recovery Соnsole является очень ограниченным, имеет смысл поставить жесткий диск с неработающей системой на другой компьютер, работающий под управлением Windows XP или 2000, и попытаться спокойно разобраться в причинах краха системы - если и не разберетесь, то уж все данные с NTFS-разделов сможете перенести без проблем.

1.2 Системная дискета
Если вы думаете, что здесь речь пойдет о системной дискете MS-DOS, то ошибаетесь — подобная дискета бесполезна при использовании NTFS, так как нужен специальный драйвер NTFSDOS. Нет, я говорю о другом. Дело в том, что есть небольшая хитрость, которая позволяет делать интересные вещи.

Когда вы форматируете дискету в NT, то на ней создается загрузочный сектор, причем не стандартный для DOS, который загружает файл io.sys, а NT-шный, загружающий ntldr. Что это нам дает? А то, что мы вправе скопировать на дискету системные файлы (которые нужны для загрузки ОС) из корня системного диска: ntldr, NTDETECT.COM, boot.ini, а также Bootfont.bin (для русской версии NT) и (если захотите) bootsect.dos и подобные ему (загрузочные сектора других ОС). В результате при загрузке с дискеты мы запустим любую ОС, находящуюся на винчестере, прописанную в boot.ini на дискете и имеющую файл с загрузочным сектором на винчестере или дискете (если это не NT). Нюанс: если вы не копировали на дискету файлы с загрузочными секторами, то будут использоваться файлы с жесткого диска, если же вы их собираетесь использовать с дискеты, то в boot.ini дискеты нужно будет заменить в соответствующих строках букву диска (как правило C:) на букву дискеты (А: в большинстве случаев).

Зачем нам это нужно? Затем, что подобная дискета спасает от ряда проблем с MBR, загрузочным сектором и системными файлами —  все это используется с дискеты.

1.3 Верификация драйверов
Это средство программиста/сисадмина. Если вы имеете неподписанный драйвер, в корректности работы которого сомневаетесь, или сами создали драйвер, то лучше всего будет запустить утилиту verifier.exe . Диспетчер проверки драйверов позволяет тестировать драйверы на типичные ошибки, а также выделять им отдельный пул памяти и следить за ним, что уменьшает вероятность сбоя при небольшом понижении быстродействия.

Работать с этой программой несложно, но нужны знания аппаратной части компьютера, архитектуры ОС и опыт системного программирования, иначе названия параметров вам ничего не будут говорить. Думаю, вы редко будете пользоваться данным средством, однако знайте, что оно есть.

1.4 Настройка системы

Если в сообщении об ошибке упоминается файл или служба, то файл или служба может отображаться на одной из вкладок утилиты "Настройка системы". Если такие файлы или службы отображаются, отключите их.

Чтобы отключить файл или службу с помощью утилиты "Настройка системы"

  1. Нажмите кнопку Пуск и выберите команду Выполнить.
  2. В поле Открыть введите msconfig
  3. Нажмите кнопку OK.
  4. Попытайтесь найти упоминавшиеся в сообщении об ошибке файл или службу в окне утилиты "Настройка системы".
    1. Выберите вкладку SYSTEM.INI, WIN.INI, Автозагрузка или Службы и, если требуется, разверните категорию (например, [386enh] на вкладке SYSTEM.INI).
    2. Если имеется элемент со ссылкой на упоминавшиеся в сообщении об ошибке файл или службу, снимите флажок этого элемента.
  5. Нажмите кнопку OK и в ответ на приглашение перезагрузите компьютер.

После отключения элемента в утилите "Настройка системы" неполадки устранены?

Если после изменения оборудования, программного обеспечения или параметров настройки компьютер остался в нерабочем состоянии, можно с помощью программы "Восстановление системы" отменить все внесенные изменения. Это может привести к устранению неполадок.

Rambler's Top100
  Яндекс цитирования    
Сайт управляется системой uCoz